ЮграТВ online
11 Декабря 2016
18:57
пт
/
сб
вс
18:00
19:00
пн
/
вт
/
ср
/
чт

«Лозунги - довольно сложная тема. С одной стороны лозунги – это просто предвыборные обещания. И если кандидат говорит: «Я решу ваши вопросы быстро и легко», - то избиратель склонен верить этому», - Андрей Вяземский, преподаватель Российского Государственн

09 Октября 2006 07:42 Версия для печати
6 октября в эфир телеканала «Югра» вышла программа «Без посредников». Гостем студии был преподаватель Российского Государственного гуманитарного университета, Андрей Вяземский. Помещаем текст телепередачи. Ведущая: Здравствуйте! Вечер на телеканале «Югра» продолжит программа «Без посредников». Как известно, сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе проходят выборы глав муниципальных образований, и для населения порой очень тяжело разобраться с этой ситуацией. Очень часто сложным бывает разобраться не только в лозунгах кандидата, раздаваемых им обещания со страниц газет и листовок, но и с теми, которые еще одновременно муссируются здесь у нас на страницах печати. Мы говорим о черном пиаре. В прессе печатаются обращения от председателей территориальных избирательных комиссий с призывами к жителям: внимательно относиться к предвыборным агитационным материалам, заполонившим округ. Для того, чтобы попытаться разобраться в этой ситуацией, мы и пригласили нашего гостя. Знакомьтесь, Андрей Вяземский. Я понимаю, что привело вас в округ и, тем не менее, какова сфера ваших профессиональных интересов и чем примечательна Югра в ее современном состоянии? Андрей Вяземский: Я давно слежу за Ханты-Мансийским автономным округом. Округ достаточно необычен: с одной стороны – это современный, динамично развивающийся округ, с другой стороны – жители Ханты-Мансийского автономного округа подчас имеют остатки традиционного сознания, подчас коллективного отношения к действительности, которые не характерны для современных городов России и мегаполисов, даже для таких городов, как Новосибирск, Екатеринбург. Поскольку сама Югра – небольшой округ и по населению, и по территории, отношение жителей к выборам иное. Например, типовые избирательные технологии, которые применяются в различных городах России, воспринимаются жителями просто на веру. Они не привыкли к волне тех инструментов, технологий, которые заполонили сегодняшнюю Россию. Ведущая: Вы упомянули какие-то специальные технологии. Что вы имели в виду? Андрей Вяземский: Технологий достаточное количество, если привести примеры, это в период выборов: различные карусели, пирамиды, в период хода избирательной компании: агитационные анонимные листовки, компания «от двери к двери». Ведущая: Давайте, подробнее. Ведь то, что касается пирамиды, то это словосочетание приемлемо к финансовым пирамидам и т.д. А в данном случае, что за пирамиды и карусели? Андрей Вяземский: Карусели и пирамиды – это конкретные избирательные технологии в период проведения выборов. В день голосования карусель – это способ взброса избирательных бюллетеней в урны. Когда человек приходит на избирательный участок, по паспорту получает бюллетень и выносит чистую бюллетень, за которую получает денежное вознаграждение. Опускает бюллетень с галочкой. Поэтому называется карусель. Пирамида же, это немножко другое. Это сколько голосов через определенные структуры, сети, которые позволяют кандидатам, чаще всего от аппозиций, влиять на результаты голосования, и не прогнозированные социологии получать результаты после выборов. Ведущая: А значит ли это, что любой из кандидатов, который воспользуется этими технологиями, может спокойно придти во власть? Андрей Вяземский: Да, и не только этими. Речь идет не только о проскоке голосов, это довольно банальные вещи. Если говорить о сегодняшней политической ситуации, то гораздо интереснее те агитационные приемы, технологии, которые применяются в Советском районе, в Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Нижневартовске. К которым люди еще не привыкли, но с другой стороны технологии – это то, что можно записать, передать воспроизвести с предсказуемым результатом. Это то, чем может воспользоваться любой кандидат. Ведущая: Но для обывателя интересно понимать эти схемы, вовремя успеть разгадать эти ребусы. Я думаю, вы для этого сегодня здесь? Может быть, подскажите ответную реакцию? Андрей Вяземский: Для того, чтобы защититься необходимо быть к этому готовым. Предупрежден – значит вооружен. В конкретном случае мы можем разобрать вот что. Если взять, к примеру, сегодняшний Ханты-Мансийск, то этот город заполонила листовочная война. Большое количество анонимок от неоплаченного избирательного фонда, не от лица кандидатов, а от лица независимых журналистов, которые проводят расследования и показывают голую правду о кандидатах. Мне только в руки попалось около 3-4 газет, которые «порочат честь и достоинство» кандидатов. Ханты-Мансийск к этому не привык, люди больше склонны доверять «черной» правде, поскольку она чуть более интересна, чем факты, чем та информация о делах кандидатов, об их действующей деятельности. Чем больше шоу, тем больше интереса. Люди в данном случае могут запутаться, получив много неверной информации. Ведущая: Ситуация в Советском принципиально отличается от Ханты-Мансийска? Андрей Вяземский: Да, принципиально. Ситуация в Ханты-Мансийске и Нижневартовске по результатам социологическим исследований достаточно определенная. Поскольку, есть видимость, какие кандидаты победят. В Советском – ситуация немного сложнее. По данным исследования, там лидирует два кандидата. Они имеют примерно одинаковый рейтинг, но много есть людей, которые не определились со своим выбором. Эти два кандидата совершенно различные. С одной стороны Расковалов - действующий глава города, человек, который, скорее всего, поддерживается не только окружной властью, но и федеральной, поскольку, губернатор А.В. Филиппенко поддерживает действующих глав муниципальных образований. А с другой стороны Удинцев – человек, который является представителем некоторой аппозиции строительных фирм, финансово промышленных групп, которые также пытаются завоевать голоса избирателей. Если говорить о «черных» технологиях, то это заявления Удинцева о том, что его поддерживает А.В. Филиппенко. Сегодня я слышал по радио, что пресс-служба губернатора опровергла эту информацию. Не важно, правда это или ложь. Здесь победа важнее средств. Ведущая: Давайте, тогда о пресловутом электорате. Какой электорат может быть у того же Удинцева и Расковалова? Это одни и те же люди, либо что-то другое? Андрей Вяземский: Электорат упрощенно можно назвать избирателями. Социологи определяют электорат, как портрет избирателя. Под электоратом так же понимаются и те люди, которые ассоциируют себя с кандидатом. Потому что кандидат часто похож, он воспроизводит своих избирателей, а избиратели часто похожи на кандидата, поскольку, они должны иметь единство взглядов, совпадающие проблемы, которые озвучивает кандидат. Если говорить о Удинцеве, то это люди с достатком выше среднего, в большей степени мужчины, это такой классический электорат ЛДПР. Расковалов – это в большей степени люди, которые склонны верить делам, люди преимущественно с высшим образованием, с достатком чуть ниже среднего, люди, которые в меньшей степени верят лозунгам и обещаниям. Ведущая: Давайте, о лозунгах поговорим. Почему эти лозунги так много значат? Почему некоторые из них прилипают восприятием и повторяются народом? Андрей Вяземский: Лозунги - довольно сложная тема. С одной стороны лозунги – это просто предвыборные обещания. И если кандидат говорит: я решу ваши вопросы быстро и легко, - то избиратель склонен верить этому. Есть и другие варианты, когда кандидаты немножко опасаются заявлять громкие лозунги. Прежде всего – это кандидаты от власти, потому что они профессионалы, они представляют, что стоит за их словами. И если будет озвучено то, что не будет сделано, то люди не будут относиться с доверием в последующих выборах. Ведущая: А можно ли избирателям разобраться в этих тонкостях? Один мудрый совет, завершая наш разговор. Андрей Вяземский: Разобраться можно, но довольно сложно. Если честно, то стоит придерживаться двух основных принципов. Нужно верить только делам, кандидат может заявлять все, что угодно. И кандидат должен иметь хорошие, выстроенные отношения с окружной федеральной властью, поскольку, от этих взаимоотношений зависит эффективность его работы. Ведущая: Спасибо и до свидания!



Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений