ЮграТВ online
03 Декабря 2016
05:46
чт
/
пт
сб
05:00
05:55
06:25
вс
/
пн
/
вт
/
ср

19 апреля в эфир телеканала «Югра» вышла программа «От первого лица»

20 Апреля 2007 09:16 Версия для печати
Гостем студии был Сергей Соловьев, кинорежиссер, народный артист Российской Федерации. Помещаем текст телепередачи. Ведущий: Здравствуйте! Вечер на телеканале «Югра» продолжается. Сегодня мы будем говорить о кинематографических дебютах, об истории в черно-белых тонах и о фильмах, из которых вывели пятна скуки, потому что в студии программы «От первого лица» президент фестиваля «Дух огня», кинорежиссер, народный артист Российской Федерации Сергей Соловьев. Буквально на днях в Российской газете было опубликовано ваше интервью, в котором вы сказали, что международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» - это одно из главных дел в вашей жизни. Почему так получилось? Сергей Соловьев: Потому что мы начинали этот фестиваль 5 лет назад, когда на самом деле вся российская кинематография, в том числе дебютная кинематография, в том числе жизнь кинематографа в регионах – все находилось в состоянии чудовищного, нулевого кризиса. Когда мы начинали фестиваль на нас смотрели как на полу сумасшедших, потому что все знали, что кино умирает или уже умерло, как продукт и вдруг мы: фестиваль кинематографических дебютов в Ханты-Мансийске. Кому он нужен? Самое главное – нулевая инфраструктура, мы начали с того, что вместе с А.В. Филипенко приехали осмотреть яму. С серьезными лицами стояли над огромнейшей ямой и думали, что здесь будет кинотеатр «Лангал» - первый публичный кинотеатр. Прошло 5 лет и сейчас мне сказали, что в «Лангале» в этом году в первую неделю января посетило 100%, кроме двух сеансов 9:00 и 11:00 были заполнены на 85%. Это колоссальный сдвиг сознания, который произошел и с участием нашего фестиваля. Выходить из кризиса нельзя путем добрых пожеланий и благих намерений, которые ведут прямо в ад, надо попытаться что-то сделать. Нам удалось этот фестиваль поставить на службу Российской культуры. Поэтому и получилось это одним из главных дел. Ведущий: Из чего материализовалась эта идея, что послужило толчком? Сергей Соловьев: Когда я приехал в Ханты-Мансийск в первый раз я привез картину, где был зал на 40 мест и все. А на следующий день я поехал погулять по этому городу, я подумал, что это на самом деле безумие: посредине тайги стоит новый город с потрясающими социальными инфраструктурами и он живет практически без кинематографа, потому что на 60 тыс. жителей зал на 40 мест – это невозможная вещь. И когда мы в первый раз разговаривали с Александром Васильевичем, мы затронули как-то эту тему. С этого приватного разговора и началась развиваться это дело. Когда все приобретет гуманный человеческий вид в нашей жизни, мы вернем сознание того, что кинематограф – это фольклор народа. Ведущий: Вы очень четко обрисовали то, что предшествовало дню сегодняшнего фестиваля. Как вы можете охарактеризовать сегодняшний вектор «Духа огня»? Сергей Соловьев: Он тот же самый, несмотря на то, что за последние годы произошло много положительного в национальном кинематографе, тем не менее, социальный эксперимент по перековки социализма в капитализм – это объективная вещь. Он способствовал немыслимому падению нравственного сознания людей и может быть самое страшное, что обвал человеческого сознания произошел среди молодежи. Здесь в России сейчас каждого человека убеждают о том, что только будучи успешным, ты будешь хорошо жить, встав на труп товарища, ты станешь на 10 см. выше. Значит, ничего не стесняйся, давай, бей, выгрызай! Это безумие! Это безумие коснулось нравственного качества дебютных картин в том числе. Огромное количество картин про «сильных» подростков, деловых и приспосабливающихся к обстоятельствам людей, меня лично не устраивает. Мне вообще отвратительно рейтинговое искусство, потому что его не бывает. Рейтинговое искусство это то откровение, которому надо дать время войти в сознание людей, а вовсе не быть лакеем зрителя. Ведущий: Главный вектор? Сергей Соловьев: Установить верный критерий. Очень хорошо и полезно, что картина собирает какие-то деньги, правильно снята, а сейчас все картины направлены на то, чтобы пошел зритель. Главное человеческое, гуманное составляющее, потому что один из самых кассовых режиссеров Советской эпохи, как выяснилось, был Андрей Тарковский, которого почти не смотрели, когда выходили его картины. Сколько прошло времени, а «Мосфильм» до сих пор живет на фильмы Тарковского и доходы от них. Это высокое и естественное для России предназначение искусства быть другом и братом угнетенного, обиженного человека. Ведущий: Отчего вы хотите оградить международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»? Сергей Соловьев: Я, в общем, противник запретов, противник любого рода цензуры. Я считаю, что любой ужас лучше, чем самая маленькая и невинная цензура, потому что взрослые люди должны общаться на уровне подлинных своих знаний о белом свете, поэтому, ограждать от чего-то искусственно не надо. Я за то, чтобы само по себе развитие, сама по себе логика того, что поддерживается на этом фестивале, за что мы даем призы, за что голосуют зритель. Чтобы естественная логика выводило поколение на те самые великие традиции русского искусства. Ведущий: Удается ли создать ту самую команду, которая организует этот фестиваль, которая воспринимает эти критерии как свои? Сергей Соловьев: Я думаю, что вся наша команда, которая работает над этим фестивалем, причем включая Правительств Ханты-Мансийского округа, оно воспринимает эти критерии как свои. Мы все заинтересованы в одном и том же, для того, чтобы сломать тенденцию появления потерянных поколений. Если мы хоть как-то сможем способствовать возвращению гуманных, человеческих, этических норм на экран, то будет хорошо. Ведущий: Вы создатель своего неповторимого кино языка и вы говорили о цензуре. Когда вы делали вещи, которые шли в 80-х годах, вы сталкивались с цензурой? Каким образом вам приходилось ее обходить? Сергей Соловьев: Я врал 24 часа в сутки – это была моя общественная функция по пробиванию своих замыслов. Я очень уставал от вранья, просто скулы ныли, но я врал прямо в глаза беспрерывно. Несмотря на все новые кошмары нашей общественной жизни, я счастлив, что у меня отдохнули скулы. Уже 20 лет я не вру. Я могу говорить то, что я думаю. Ведущий: Давайте поговорим об «Ассе2». Когда она выйдет на экраны? Это фильм о том, что не дали сказать в «Ассе1» или это самостоятельный проект? Сергей Соловьев: Вы знаете, в «Ассе1» мы сказали все. Снимая ее я понял, что ничего и не от кого ждать не буду, я буду брать сам и делать так, как я считаю нужным. Это была словная картина в моей жизни. Меня все родственники уговаривали снять какое-то продолжение, а мне казалось: зачем это делать? Недавно, размышляя, на эти темы успеха, я увидел, что это какая-то законченная форма совершившихся перемен. У меня ощущение новой стагнации, которая надолго. Я бы хотел понять, как в этой стагнации будет выживать живое чувство человечества. Поэтому, я понял о том, что те кто остался жив в «Ассе1», они прожили эти 20 лет, у них родились дети, этим детям уже по 20 лет. Мне это показалось страшно интересным, этот путь от криков про идеальное к той реальности, которую мы имеем. У меня нет не черной, не белой краски к этому – это реальность, которую мы сами сотворили. Ведущий: Когда фильм можно будет увидеть на большом экране? Сергей Соловьев: Поскольку мы это делаем с «Югра фильмом», значит, это неформальное, совместное производство, я думаю, что и премьера фильма будет где-то в октябре – ноябре этого года. Ведущий: Недавно я прочитал о том, что ваши студенты подготовили короткометражный фильм, снятый видеокамерой в системе телевидения высокой четкости, который был смонтирован на небольшом ноутбуке. Хотелось бы услышать от вас обобщающие ожидания от всего этого процесса? Сергей Соловьев: Любые технологические изменения в кинематографе имеют революционное значение. Когда пришел звук, кинематограф невероятно преобразился. Поэтому, все эти технологические новшества, имеют очень большое художественное влияние на сознание кинематографиста. Например, на этом фестивале будет все самое лучшее, по самым новым технологиям, и произошла революционная вещь, которая может все переменить – мы представляем дебют цифрового проекционного кино. Это невероятная вещь, которая взрывает сознание кинематографа. Поэтому, здесь в КТЦ «Юграклассик» все зрители и гости посмотрят кинопоказ середины века, потому что такого не будет до середины века. Ведущий: Спасибо. До свидания.



Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений