ЮграТВ online
03 Декабря 2016
07:41
чт
/
пт
вс
/
пн
/
вт
/
ср

Эфир программы "От первого лица" с Еленой Чепурных, заместителем Председателя Правительства ХМАО-Югры по вопросам образования и внешних связей

26 Января 2006 05:08 Версия для печати
25 января в эфир телеканала «Югра» вышла программа «От первого лица». Помещаем текст телепередачи. Ведущий, Андрей Шушков: Как в нашем округе будут реализовываться национальный проект «образование»? Какое будущее у югорских ВУЗов? Будут ли, в связи с холодами, отменены весенние школьные каникулы? Об этом телезрители узнают «от первого лица», гость в студии - Елена Чепурных, заместитель Председателя Правительства ХМАО-Югры по вопросам образования и внешних связей. Ведущий: Морозная погода и все что с этим связано, сейчас самая обсуждаемая тема, но тем не менее учреждения образования такие как детские сады, школы-интернаты, детские дома, они все равно работают. Были ли какие-то ЧП за это время? Елена Чепурных: Нет, серьезных ЧП не произошло. И мы считаем, что система образования была готова, и хорошо поработали коммунальные службы, что таких проблем не возникло. Все, что было положено в полном объеме, если родители приводили ребят в детские сады либо в ясли, все это функционировало, весь процесс был обеспечен. Даже если в этот момент времени детей не было, то руководитель образовательного учреждения, воспитатели, все находились на рабочих местах, потому что им никто не давал возможность не посещать свое рабочее место. Ведущий: То есть, таким же образом, следя за состоянием школ, где сейчас дети на актировке? Елена Чепурных: Да, практически так. Потому что весь педагогический состав постоянно работает, здесь либо вопросы подготовки к будущим урокам, либо какое-то методическое обеспечение, может оформление кабинетов. Конечно, получилось не очень хорошо, старшие классы буквально 2-3 дня работали, я уже не говорю о начальной школе и средней как таковой. Я так думаю, что нам придется когда-то задуматься над такой проблемой, как вполне возможно менять время каникул, потому, что это ведь не внезапная такая вещь всегда при том, как мы планируем образовательный процесс. Департамент образования планирует, что есть 2, 3, 4, 5 дней морозов. Поэтому, может стоит посоветоваться с родителями, я думаю, что мы это сумеем сделать на окружном родительском собрании, которое будет в феврале, и подумать может стоит больше сделать зимние каникулы, несколько удлинив процесс в июне месяце, так же организовать отдых, вывезти детей в санатории. Если это будет поддержано, то в нашей власти, компетенции решить эти проблемы. Тогда мы походить к этому более планово, и не будет стоять вопрос: стоит отменять весенние каникулы либо не стоит? Ведущий: А будут ли на самом деле отменены весенние каникулы? Елена Чепурных: Нет, весенние каникулы мы отменять не будем. Потому, что мы еще не перешагнули погрог тех заложенных дней, которые мы планировали, что мы возможно не будем учиться. Наверно, это немножко коснется старшей школы, перейти на лекционные формы работы и немножко дальше отнести вопросы-опросы. Конечно же в некоторых школах вместо 5-дневки ввести 6-дневку, с тем чтобы просто те каникулы, которые у нас были запланированы в марте, они таким образом не пересматривались. Потому, что все равно ребятам нужно отдыхать. Поэтому, я думаю, в рамках этой четверти мы сумеем уложиться. Ведущий: То есть в ближайшее время будет принято окончательное решение как поступать? Елена Чепурных: Да, я думаю, что это все равно мы отдадим на откуп самому образовательному учреждению, потому что им на месте виднее, где нужна 6-дневка, где дополнительные занятия. Есть стандарт, базовый учебный план, который нужно выполнять и они наверно посоветуют как это лучше сделать в той или другой школе и примут решение. Ведущий: Какие-то проблемы с продуктами в учреждениях могут быть и есть ли они сейчас? Елена Чепурных: Нет, таких проблем нет. Система образования всегда отличалась определенной деловитостью, особенно те учреждения, которые сейчас работают: интернаты и детские дома. Они даже устроены так, что там припасены какие-то определенные запасы продуктов. И надо отметить, что детские сады обеспечиваются в первую очередь. Может быть, немножко сменился рацион, но я не думаю, что это каким-то образом вообще повлияет на здоровье детей. Хотя вопросы питания становятся актуальными не только из-за морозов, а вообще в деятельности школы, поэтому правительство планирует рассмотреть вопрос и решить, по поручению Губернатора, о выделении специальных дотаций на каждого ребенка, который проживает в округе. Не деля их на: многодетных, малоимущих, сирот, либо каких-либо других детей, а который должен будет получать полноценный завтрак и нам кажется, что если мы это сделаем, то вопросы здоровья и питания будут решаться в более полном объеме. Вероятно, это будет со второй четверти этого года, для всех ребят полноценный завтрак. Мне кажется это и серьезная социальная поддержка всем семьям и серьезный прорыв в том, что мы надеемся, здоровье у ребят будет лучше. Ведущий: Насколько это укладывается в реализацию национального проекта «образование»? Елена Чепурных: Ну, конечно же, потому что мы не только же хотим обеспечить тем, чтоб была более полноценная заработная плата у учителя, были какие-то программы развития, очень тяжело говорить о программе развития использования новых технологий, если например, сидит ученик и думает, как бы мне выпить стакан чая и съесть булочку. Поэтому, это та основа, которая может быть заложена. А приоритетный национальный проект, который предложен Президентом, и который принят законом в округе, он наверно отличный от всего процесса образования, который жил до этого, что здесь, немножечко смещаются акценты. Ведущий: Вот, кстати да, чего нового то? Елена Чепурных: Новое, на мой взгляд, это прежде всего два основных слова, все таки стимулировать деятельность учеников и учителей, и стимулирование развития всех образовательных учреждений. Ведущий: Вот раньше как стимулировали, у человека золотая медаль, красный диплом и это его стимул к поступлению в ВУЗ, а как сейчас можно стимулировать учеников учиться? Елена Чепурных: Мы в реализации этого проекта предусмотрели, что те учащиеся, которые действительно любят и хотят учиться, мы постараемся сделать возможным допустим, один из них хотел бы усовершенствовать английский язык, он может получить грант, чтобы поехать и заниматься в английской школе, кто-то может хотел бы пройти стажировку в Москве, то есть это не будут просто деньги, которые выделены ребенку как оценка его знаний, а будет предоставлена возможность научиться чему-то большему, и действительно понять, что ты можешь, что не можешь и каким образом тебе нужно развиваться дальше. Мне кажется, что это интересно. И, тоже самое планируется и к образовательным учреждениям и к коллективам учителей, которым тоже будет дана возможность реализовать ту программу, которую они хотят. Для руководителей, для преподавателей мы предусматриваем различный спектр повышения квалификации, стажировок с тем, чтобы он мог и себя показать, и мог научиться еще чему-то большему. Хотя есть одна особенность в этом образовательном проекте, она заключается в том, что мы не просто дадим возможность, но мы потом все-таки хотели бы спросить и за то, чтобы этот человек, получив знания, сумел передать их своим коллегам. И мы также на это запланировали деньги для того, чтобы лучший опыт, то чему научился, новые технологии, они были распространены по всему округу. Это очень непростая задача для всех. Ведущий: В реализации национального проекта по каким позициям, направлениям будет вестись работа? Елена Чепурных: Здесь те же проекты, которые предложил Президент, это стимулирование и развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Мы отберем 31 образовательное учреждение и предоставим их на премию Президенту. Но кроме этого, вот такие стимулирующие гранты установил Губернатор, это Гранты Губернатора на развитие. Таких грантов, я думаю, что будет порядка сорока и в этом случае мы будем брать не только общеобразовательные учреждения, как школы, но мы дадим возможность проявить себя и детским дошкольным, и высшим учебным учреждениям, потому что, вот эти процессы инновации, новых технологий, здоровья, они должны быть в любом виде в этих учреждениях. Второй большой блок, это блок вопросов, связанных со стимулированием деятельности учителей. 105 учителям будет представлена возможность отобрать здесь в округе и представить грантам Президента по 100 тыс.рублей. И кроме этого Губернатор установил свои гранты, возможность поехать на стажировку, возможность издать свои книги и другие варианты. Эти гранты также касаются очень разных учреждений и очень разных учителей. Мне кажется, мы правильно поступаем в рамках года Губернатора, который он объявил как год информатизации, очень много запланировано для новых информационных технологий, которые будут в школе. Планируется, что все школы, вне зависимости от того, где бы они не находились, за эти два года будут подключены к Интернету. Планируется, по нашим подсчетам, каждый второй учитель получит повышение квалификации по новым технологиям. И мы переведем методическую службу на другой вариант для оказания методической помощи в он-лайновом режиме. Мы думаем и о высших учебных заведениях. Не смотря на то, что мы вряд ли сумели претендовать на то, чтобы стать национальными университетами, но, по крайней мере, побороться и самое главное, мне кажется, позиция Думы и Правительства правильно в чем, оно не только предлагает побороться, но и предлагает поддержать высшие учебные заведения для того, чтобы им легче было, потом достигнуть, вот этого национального уровня. Ну, и одна из самых серьезных проблем, которые мы начинаем в первую очередь реализовывать, это обратить внимание на вопросы воспитания и уже в заработной плате за январь каждый классный руководитель получит доплату за свою деятельность, именно по воспитанию, по работе в коллективе. Эта доплата, на наш взгляд, будет колебаться в размере 1400 рублей. Которые человек уже получает на руки, а вообще запланировано, что при расчете это две с миллионом тысячи рублей, причем отличие от федерального уровня заключается в том, что существенно рассмотрены категории, кто получит доплату за воспитательную работу с родителями и детьми. Это и преподаватели учреждений дополнительного образования, и тренеры, то есть нам хотелось каждый, кто вносит свой вклад в сотрудничество родителей и детей, помогает детям найти себя в свое свободное время, организует вот эту коммуникативность общения, и все-таки мы сумели их отметить. И каким-то образом повысить заработную плату. И, конечно же, за год мы должны прийти к новой системе региональной оплаты труда. Ведущий: Что значит новая система оплаты? Елена Чепурных: Новая система оплаты труда, ну вы знаете, что у нас была единая тарифная сетка, она, конечно же, разная и в детских садах это своя система, которая связана и с уровнем образования человека, который там работает, если техникум одна, если ВУЗ – другая. Для ВУЗов система оплаты труда более высокая, но сразу скажу, что для ВУЗов всех, не только на федерального уровня, но и на окружном мы предусматриваем существенное повышение заработной платы докторам наук и кандидатам наук. То есть доктор наук со второй четверти следующего учебного года будет получать больше 8 тыс. рублей, это тоже стимулирование, и на 3,5 тыс. рублей больше будет получать кандидат наук. Мы считаем, что это существенно поднимет заработную плату, а то, что касается учителей, мы постараемся все-таки нормативное финансирование привести к нормальному варианту, когда, в зависимости от вклада учителя в образовательный процесс его заработная плата была повышена. Я не могу сказать, что мы всем поголовно сумеем повысить заработную плату, но такая цель и не ставится. То есть ставиться цель достигнуть достойного уровня базовой заработной платы, а вот систему стимулирующей оценки деятельности преподавателей это мы будем пытаться отдать на уровень самого педагогического коллектива, но с обязательным участием родителей и самих учеников. Ведущий: То есть это некоторая модернизация единой тарифной сетки, она же не отменяется? Елена Чепурных: У нас есть право отменить. Мы предложим два варианта на обсуждение потому, что этот вопрос нужно решать и с профсоюзами, и с самими педагогическими коллективами, можно перейти на систему окладов, туда войдут многие надбавки, можно просто сделать базовую заработную плату, исходя из повышения квалификации каждые пять лет, на первые пять и далее следующий этап повышения. Я думаю, что уже к апрелю мы сумеем представить варианты, и попробовать по какой схеме будет работать лучше. Самое главное, что все равно появится понятие «стимулирование лучшего учителя». Самое сложное это разработать критерии оценки. Ведущий: Когда можно подать заявку на Грант и когда его можно получить? Елена Чепурных: По нашему графику, как мы его сами для себя определили, гранты будут объявлены в феврале, все положения и критерии, которые мы сейчас разрабатываем. Мы рассчитываем, что до 15 апреля будем собирать заявки от всех категорий. Примерно до середины мая мы будем подводить итоги. Итоги будут подводить: общественные институты; общественные эксперты, у департамента образования вряд ли будет право голоса, право будет лишь по формальным показателям; совет ректоров; родительский комитет, который будет создан при Губернаторе Югры; молодежная палата, для того чтобы мнения молодых людей были учтены. Кроме этого мы планируем, что будет пять значимых для округа людей в качестве индивидуальных экспертов, те к кому у округа нет претензий, т.е. по уровню знаний, по месту которое он занимает в общественной жизни. И из сумм баллов мы выстроим рейтинг, по которому и будем выбирать. Ведущий: Бюджет сферы образования на 2006 год (около 22 млр.руб.) по сравнению с 2005 годом (17 млрд.руб.) вырос порядка 5 млр.руб. на что пойдут эти дополнительные деньги? Елена Чепурных: Во-первых, мы рассчитываем при некоторых правках, что эта сумма будет даже больше, потому что введения вопросов питания мы тоже каким-то образом должны учитывать, и мы думаем, что за счет дополнительных доходов, перераспределения мы сумеем это сделать. Конечно же - это строительство детских садов, комплексов, школ, общежитий для ВУЗов. Это серьезные ресурсные центры на базе начально-профессионального и средне-профессионального образования, которые позволят на столько сделать другим учебный процесс, чтобы, выходя из ПТУ ребенок не получал 3-4 разряд, который не слишком востребован, мы постараемся изменить так учебный процесс и дать такую ему практику, чтобы сразу был 5-6 рязряд. Это серьезное обеспечение компьютерами, совершенно новыми учебными лабораториями, новыми учебниками, новыми библиотеками, т.е. все, что касается любых из сфер образования, все это предусмотрено в бюджете на 2006 год.



Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений