ЮграТВ online
11 Декабря 2016
05:25
пт
/
сб
вс
05:00
05:30
пн
/
вт
/
ср
/
чт

Кинорежиссер Александр Митта в студии программы «Без посредников»

24 Февраля 2011 16:46 Версия для печати
160

Ведущий: 25 февраля в Ханты-Мансийске будут подведены итоги девятого Международного фестиваля кинодебютов «Дух Огня». Жюри сейчас завершает просмотр конкурсных работ. Это программа «Без посредников». Меня зовут Алексей Кудрявцев. Жюри конкурса в этот раз возглавляет именитый российский кинорежиссер, снявший такие фильмы, как «Друг мой Колька», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж», «Таежный роман» Александр Митта, который сегодня любезно согласился поговорить о кино. Здравствуйте!

Александр Наумович: Здравствуйте!

Ведущий: Александр Наумович вот только что завершился Берлинский фестиваль, его главный приз «Золотой медведь» достался иранскому режиссеру за фильм «Надер и Симин разводятся». Из аннотации следует, что это трогательная и подробная история современной иранской семьи, несчастливой по-своему. Почему иранское нравоописание сейчас так интересно в Европе на таких больших кинофестивалях?

Александр Наумович: В Иране кино очень высокого уровня, не смотря на жесткий режим, в Иране серьезная интеллигенция. Я был там несколько раз. Они обладают способностью решать свои проблемы как общечеловеческие. То, что происходит в Иране, интересно всем людям на Земле. Если кино умеет это сделать, значит, оно может распространяться повсюду.  Поэтому иранское кино успешно во всем мире. А на родине оно цензурируется, подавляется и живет не легкой жизнью, но талантов очень много.

Ведущий: Наше кино, которое выставляется на иностранные форумы, не такое? Каким хотят видеть иностранцы наше российское кино?

Александр Наумович: Я не очень озабочен тем, что хотят видеть  иностранцы в российском кино. Меня гораздо больше интересует, как мы выразим свои личные проблемы, тревоги, как мы можем объединить народ, как мы можем выразить какие-то национальные ценности. Этим должно заниматься кино так, чтобы это было связано  с тем, что кино все-таки является доступным развлечением для зрителей, и, тем не менее, оно может говорить серьезные вещи о принципиальных жизненных позициях.

Ведущий: А что все-таки кино сейчас? Больше развлечение или инструмент, которым можно воспитывать какие-то добрые чувства?

Александр Наумович: К сожалению, кино сейчас как развлечение подавило все остальное. Кинозалы захвачены американцами, они предлагают годичные программы, которые заполнят кинозалы успешными картинами. Зрителям нравятся эти картины, это дорогостоящие яркие зрелища. И даже очень хорошая российская картина с большим трудом получает доступ к зрителю. Например, прекрасная, остроумная, легкая, веселая, лучше любых американских, картина «Выкрутасы», снятая группой Тимура Бекмамбетова, уже хорошо зарекомендовавшая себя, и все равно доход от этой картины значительно ниже, чем предполагали. Потому что народ просто не хочет идти на русскую картину. Русские фильмы себя дискредитировали в глазах зрителей. Они не так интересны, как американские картины и не так пронзительны, чтоб зритель мог подарить им свое время, свое внимание. Это большая проблема, которую мы собираемся как-то решать.

Ведущий: Накануне фестиваля на Вашем месте сидел Президент фестиваля Сергей Соловьев и говорил, что если впервые фестивали с трудом набиралась конкурсная программа,  то сейчас желающих огромное количество, и сейчас в конкурс попадают только самые лучшие дебюты. Это на самом деле так?

Александр Наумович: Это абсолютно так. Сергей Александрович Соловьев держит руку на пульсе развития российского кино. И, действительно, конкурс перед тем, как сделать отборочную программу фестиваля, очень высок. Картины, попадающие на фестиваль, действительно, самые интересные. Талантов в России всегда было не занимать, и сейчас много молодых и талантливых режиссеров, но получить деньги на картину трудно, а пробиться с картиной, даже успешно снятой и получившей какие-то премии на фестивалях, почти не возможно. Потому что места в кинотеатрах заполнены. Владимир Владимирович Путин сказал, что нам нужно увеличивать сеть кинотеатров, вдвое увеличивать количество посадочных мест в кинотеатрах. И надеюсь,  в ближайшие годы это произойдет.

Ведущий: То есть те картины или тех режиссеров, которые занимают первые места или берут гран-при на международных фестивалях, можно сразу объявлять героями России.

Александр Наумович: Вы объявите их героями России, но Вы не загоните силой зрителя. Зритель должен захотеть пойти в кинотеатр. Он должен там получить удовольствие. Далеко не все фильмы могут доставить это праздничное удовольствие от встречи с искусством, но и тех, что могут, тоже много.

Ведущий: Что касается конкурса, трудно оценивать кинокартины?

Александр Наумович: Нет, оценивать не трудно. Снимать трудно, а оценивать это не работа, это удовольствие.

Ведущий: Какой из последних просмотренных  фильмов Вам запомнился? Не конкурсных, вообще?

Александр Наумович: Одна картина, которая произвела на меня впечатление больше чем все другие - это американская картина «Маленькая мисс Счастье», она прошла незаметно. Хотя в Америке была представлена на «Оскаре», то есть на самом ответственном конкурсе она получила два «Оскара». Её снимал молодой режиссер, она говорит о ценностях семьи. Эта картина, которая и в России может быть понята очень хорошо. Я всем советую её посмотреть.

Ведущий: В кино есть запретные темы?

Александр Наумович: Нет, и не может быть. Вопрос в том, как Вы относитесь к этим темам, если Вы имеете позитивное отношение к решению проблемы, то можно затронуть любую тему. Вопрос в  том, какую идею Вы хотите выразить, что Вы хотите сказать зрителю. Например, педофилия -  запретная тема? Нет, но если Вы хотите пропагандировать педофилию, то цензура закроет Вам путь к зрителям.  И все будет по-другому, если Вы хотите поднять голос протеста против того, что сегодня у нас педофилы абсолютно не адекватно наказуемы, то есть во всем мире они наказуемы гораздо серьезнее, потому что судьбы детей в руках у этих мерзавцев.

Ведущий: А если автор захочет показать, как обстоят дела на самом деле,  а это не понравится, например, власти?

Александр Наумович: Не понравится. Что делать? Будет конфликт. Но, во всяком случае, это долг кино – показать, как ситуация возникает на самом деле, что происходит в реальном мире и заставить зрителей активно участвовать в решении этих проблем.

Ведущий: Каково Ваше отношение к цензуре в творчестве?

Александр Наумович: Я позитивно отношусь к цензуре. Потому что многие люди, которые занимаются кино, одержимы любым путем заработать деньги, схватить зрителя, втащить его в свой фильм. И очень много происходит того, что раньше было бы не возможно. Если не будет цензуры, то насилие, агрессивные методы воздействия на зрителя могут приобрести такое влияние, что это уничтожит весь художественный эффект от фильмов. И, кроме того, мы говорим о том, что кино имеет воспитательное значение, но кино также может иметь очень активное развращающее значение и уничтожающее всякое воспитание.

Ведущий: Вы сейчас снимаете кино?

Александр Наумович: Я готовлю новую картину.

Ведущий: Это секрет? Про что она будет?

Александр Наумович: Это не секрет. Знаете, когда я снимаю кино, мне всегда интересно делать то, что никто другой, кроме меня, не делает и не сделает. То есть чувствовать себя человеком, который делает что-то такое, что сегодня важно, но никто не может заменить тебя на этой работе. Тогда ты можешь подчинить этому всю свою жизнь.

Ведущий: А когда было интереснее снимать, в советские времена или в настоящее время?

Александр Наумович: Это не играет роли. Вы начинаете снимать кино, Вы погружаетесь в этот мир, этот мир заполняет Вас целиком, и Вы ничего не видите вокруг. Поэтому все свои фильмы я снимал с удовольствием, не зависимо от того, в каком режиме они были.

Ведущий: Успех фильма можно просчитать? Думали ли Вы, когда снимали «Экипаж», что его посмотрит весь Советский Союз?

Александр Наумович: Успех - вещь кратковременная. Успех можно просчитать. Когда я начал снимать «Экипаж», я сказал, что я привез из Японии формулу успеха, и зритель пойдет на эту картину. Это, действительно, я снимал картину «Москва – любовь моя», и она имела какой-то совершенно не сообразный успех, я не думал, что она будет иметь такой успех, особенно в Японии. Я спросил у Японского режиссера, моего приятеля, в чем дело. И он мне рассказал про формулу успеха, и я понял, что если есть какая-то агрессивная  аттракционная идея в начале картины, то она может иметь успех. И с этим я и начал снимать «Экипаж». Но настоящий успех фильму предало совсем не это, а то, что там были живые люди, они остались в памяти людей. Успех - вещь кратковременная, а вот то, что «Экипаж» живет долго и нравится целым поколениям людей - это ни к какой формуле успеха отношения не имеет. Когда Вы делаете живых людей, когда они в реальных отношениях, когда зритель может себя как-то ассоциировать с этими людьми, тогда все в порядке. Когда фильм - это кусок живой жизни, в каком бы жанре он не был, тогда он может жить.

Ведущий: У Вас есть любимый актер? Некоторые режиссеры снимают от фильма к фильму одного и того же актера.

Александр Наумович: Все актеры, которых я снимаю, всегда мои любимые. У меня не очень активное воображение, я когда люблю человека, я думаю про него ночью, утром, на рассвете, я стараюсь что-то придумать к его роли, что поможет ему сделать эту роль лучше, и получаются хорошие роли. И я всегда хочу снимать их еще и еще, но жизнь коротка, искусство медлительно. Хорошие актеры всегда заняты. Поэтому мне довольно редко получается собрать ансамбль из моих любимых актеров. Слава Богу, талантливых актеров в России много и всегда можно собрать хороший ансамбль.

Ведущий: А есть такой фильм, который Вы хотели бы снять?

Александр Наумович: Конечно, даже очень много. Я не снял и 1/5 части тех фильмов, которые я хотел бы снять. Это нормально. Сейчас я собираюсь снимать картину на тему, которую никто и  никогда не решил бы снимать.  Она кажется бредовой для людей. В России есть два художника, которые во всем мире невероятно популярны, Казимир Малевич, основатель абстрактного течения супрематизм, и Марк Шагал, практически французский художник, но родился в России и всю жизнь считал ее своей родиной и изображал на своих картинах. И вот об этих двух художниках я хочу снять картину так, чтобы это была не просто их история жизни, а чтобы люди получили понимание, в чем их ценность для национальной культуры. Это с одной стороны художественный, а с другой – познавательный фильм. Мне сегодня не хватает в фильмах того, что люди считают и не обязательно, чтоб было в картинах, необязательно, чтобы картина имела какую-то информационную ценность, надо, чтобы она развлекала, занимала, волновала людей. Я подумал, хорошо бы снять хотя бы одну картину, которая бы дала возможность  не только развлечься, но и что-то узнать.

Ведущий: Спасибо Вам! Желаю удачи! Без посредников на мои вопросы о кино отвечал сегодня председатель жюри кинофестиваля «Дух Огня» Александр Митта, который уже 25 февраля назовет имена победителей Ханты-Мансийского кинофорума.

 




Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений