ЮграТВ online
09 Декабря 2016
01:15
ср
/
чт
пт
00:55
02:00
02:30
сб
/
вс
/
пн
/
вт

Главная / Наши программы / Архивные / Без посредников / Выпуски программ

04.10.2012

Время выхода: 04.10.2012
04.10.2012

В Югре в скором времени должен появиться уполномоченный по правам предпринимателей. Зачем в округе нужен еще один омбудсмен и станут ли с ним предприниматели чувствовать себя более защищенными? На эти и другие вопросы ответит Александр Кобанов, председатель торгово-промышленной палаты Югры.

У нас уже есть уполномоченный по правам человека, по правам детей и будет еще один уполномоченный по правам предпринимателей. Для чего он нужен?

Вопрос как всегда актуальный. Давайте все-таки изначально посмотрим на эту проблему. Я не хочу говорить о других отраслях, где есть уполномоченные, а конкретно по предпринимательству. Что такое предпринимательство для нашей России, страны, для нашего региона? Предпринимательство – это дойная корова, с которой живет бюджет и получает услуги все население страны, потому что мы с 1992 года находимся в теме рыночной экономики. Рыночная экономика предполагает частную собственность. Частная собственность - права человека на занятия бизнесом, предпринимательством, гарантировано нашей Конституцией. Предпринимательство – это, прежде всего, занятия хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли. А с этой прибыли уже стряхнут купоны государство и с этой прибыли платятся налоги и другие различные платежи, которые нужно делать бизнесу. Предпринимательство, прежде всего, дает рабочие места. Для нашего округа сегодня проблема – не нефть, не газ, а рабочие места. Вы посмотрите, что творится на улице. Молодежь сегодня не может устроиться на работу, потому что нефтегазовый комплекс постоянно сокращается за счет высоких технологий, привлечения вахтовиков, привлечения так сказать бродячего элемента, который ходит по улице. Сегодня легально получить высокооплачиваемое рабочее место – это проблема в округе. Единственный способ – идти в предпринимательский бизнес и это предпринимательство должно быть гарантировано, защищено государством для каждого человека.

Судя по всему, оно не так защищено, если нужен уполномоченный на сегодняшний день?

Конечно, не защищено.

От кого теперь нужно предпринимателей-то защищать сейчас?

Давайте как раз и разберемся. Когда мы поймем – от кого их защищать, тогда мы поймем - какой защитник нужен. Для предпринимателей, конечно, главный конкурент и административный барьер – это чиновник, безусловно. И это признают все на всех уровнях власти. Это по определению правильно, потому что хороший чиновник заботится, прежде всего, о благополучии своей территории, о благополучии населенного пункта, малоимущих, пенсионеров, учителях и прочее. Ему для этого нужны деньги. А деньги он может взять только с бизнеса, с налогов, больше неоткуда. Поэтому умный чиновник создает условия для развития предпринимательства, чтобы оно развивалось, а не очень умный чиновник начинает душить всех и брать лишние деньги и, в конце концов, загибается. Поэтому баланс интересов чиновника – государства, и предпринимателя – бизнесмена, очень хрупкий. Сегодня с одной стороны, там, где государство, чиновники, там громадная машина – органы власти, прочие контролирующие. С другой стороны - предприниматель, который абсолютно ничем незащищен, кроме той строчки в законе, которая говорит и гарантирует его права. Механизм у защиты предпринимателя сегодня в нашей стране не выстроен, хотя для этого делается очень много.

Складывается парадоксальная ситуация. То есть, государство в лице чиновников нарушает права предпринимателей, в то же время назначает уполномоченного, который должен теперь защищать права бизнесменов. Может быть, просто государству взять и всех чиновников, которые мешают предпринимательству, уволить или наказать и создать благоприятные условия для развития бизнеса? И, в общем-то, никаких уполномоченных не нужно будет, и все будет развиваться, как есть. Как, собственно говоря, в развитых странах, где ведется нормальный бизнес. То есть, там предпринимателю гарантируют, что его благонадежность, его бизнес – это законы, которые работают. А наши законы по предпринимателям гарантируют только проблемы, я так понимаю.

Я бы не говорил так жестко, что законы мешают предпринимательству. Законы гарантируют предпринимателю занятие бизнесом и его защиту. А механизм реализации этих законов, конечно, еще не совершенен, это во-первых. Во-вторых, как раз человек, который мог иметь полномочия во власти, говорить от всего бизнеса предпринимательства, что предпринимательство должно у нас в округе работать, но для этого нужно поменять такой-то закон, сократить таких-то чиновников. Он мог иметь полномочия, ресурс, возможность, которую должен создать орган власти, и реализовывать свои полномочия. Поэтому я думаю, что этот путь, который сегодня приняла Российская Федерация, и Владимир Владимирович Путин назначил первого уполномоченного Российской Федерации Бориса Титова - это правильный путь. Он, безусловно, не единственный, но он нужен.

До Титова кто защищал интересы малого и среднего бизнеса и, в том числе, на местах? Торгово-промышленные палаты это делали непосредственно и сейчас их влияние, получается, что недостаточное, если нужен отдельный уполномоченный?

Совершенно правильный вопрос. Здесь мы посмотрим на историю. С 1992-93 года, когда все это создавалось, то тогда по Федеральному закону функции защиты интереса бизнеса были возложены на торгово-промышленную палату. Она достаточно эффективно работала, но потом наше общество стало более многообразное – у нас появились политические партии, выборные органы власти, различные советы, значительное количество структур бизнеса. То есть, структура, которая должна защищать предпринимательство, размылась в обществе. Сегодня, да, я скажу, что роль торгово-промышленной палаты у нас немного другая, чем была 10 лет назад. И чиновник поменялся. Если в 90-ые годы чиновники воспринимали гражданское общество, интересы населения, которое живет на этой территории, по-другому, то сегодня чиновник приходит в кабинет совершенно другой. Я иногда поражаюсь – прихожу в кабинет, вижу государственного служащего, который вообще не понимает своей роли, что он служит народу. Сегодня полицейский, чиновник, депутат не служат народу. Они обслуживают должность, которую занимают. Они говорят: «Меня назначили на эту должность, и я этой должностью рулю!». Вы посмотрите, кто у нас идет в депутаты. Идут люди, которые хотят защитить свой бизнес лично или через кого-то, или лоббируют свой бизнес. У нас для того, чтобы защитить свои права, которые должно защищать государство, человек ищет различные лазейки - или возьмет красное удостоверение, чтобы мог любому предъявить, или получит какую-то должность выбранную, где у него есть гарантия неприкосновенности для своего бизнеса и своей семьи. А это страшно! Если в обществе мы не можем гарантировать всем равные права и защиту его интересов, а каждый ищет какие-то лазейки, тогда зачем мы платим такие налоги, зачем содержим такой государственный аппарат? Это проблема, которую нужно поднимать ежедневно на всех уровнях.

В бизнес-среде округа сложилось два мнения: одни говорят, что нужен уполномоченный, другие считают, что не нужен. Вот в этом отношении, на Ваш взгляд, все-таки какими возможностями должен обладать уполномоченный, чтобы степень его влияния была достаточно весомой, представляя интересы бизнеса?

Я хочу еще раз повторюсь, что у нас сегодня нет ни в округе, ни в Российской Федерации однозначной структуры, которая имела бы полномочия, определенные государством - влиять на принятие решений государством в интересах бизнеса. Что такое торгово-промышленная палата? Мы – общественная организация, не коммерческая, не государственная. Мы за 10 лет ни копейки не получили от государства. Да, моральная поддержка есть, нас везде приглашают. Если нас захотят выслушать, то выслушают, если не захотят, то чем мы можем доказать? Мы – обычная общественная организация, которая кое-как выживает. Поэтому преувеличивать возможности общественных структур сегодня в нашем жестком вертикально-интегрированном государстве нельзя. И не надо этого делать. Мы сегодня находимся на этапе того развития, где мы находимся. Мы идем от социалистической плановой экономики к рыночной экономике в условиях сложнейших внешних обстоятельств, больших границ, мирового экономического кризиса, войны на Кавказе, войны на Ближнем Востоке и так далее. То есть, государство живет по своим законам. А для того, чтобы мы в округе получили человека, который бы действительно стоял на позиции интересов предпринимательства и имел такие полномочия - конечно, нужен такой человек. Но, во-первых, у него должна быть законодательная база, должна быть гарантия, обеспеченная государством, должностного лица - я считаю, не менее заместителя председателя Правительства округа. И полномочия, естественно, аналогичные и даже выше. Самое главное, что у него должна быть поддержка той среды, ради которой он существует, поддержка бизнеса.

На данный момент есть уже кандидатуры, которые могли бы занять это место? И как вообще будет избираться уполномоченный?

У нас самый интересный механизм назначения кандидатов и менять людей на какие-то должности. Я думаю, что это не главное.

Вам не предлагали?

Мне не предлагали, и не выдвигал никто. Я думаю, что моя кандидатура не самая лучшая.

Есть другие, я так понимаю?

Может есть. Я считаю, что наш округ очень продвинутый в этом плане. У нас громадное количество энергичных, инициативных людей подготовленных. Должны быть критерии. Для губернатора - одни критерии, для прокурора – другие, для судьи – третьи. И у этого человека должны быть критерии. Он должен иметь возможность представлять полномочия бизнеса и полномочия государства, иметь базу, с которой он может реализовывать свои служебные задачи. Во-вторых, его должна назначать государственная структура, потому что это высокая государственная должность. Поэтому я думаю, что в нашей ситуации идеально, чтобы его назначала наша Дума Ханты-Мансийского автономного округа. Его нужно назначать на определенный срок – не менее 5 лет, у него должны быть правовые гарантии. Тогда он реально будет иметь возможность влиять на систему развития предпринимательства в округе. Интересы предпринимательства сегодня лежат в системе налогообложения, администрирования, проверок, в системе получения бюджетной поддержки. Сегодня нужно посмотреть, как деньги, которые выделяются, расходуются на поддержку предпринимательства и сколько их выделяется. Для этого и нужны такие уполномоченные.


Видео

334

Действующие лица
Архив выпусков
29.12.2015

29.12.2015

В студии - митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.
290
17.12.2015

17.12.2015

В студии – двукратный чемпион мира по биатлону Дмитрий Ярошенко.

253
15.12.2015

15.12.2015

В студии – боец смешанных единоборств Джефф Монсон.

307
08.12.2015

08.12.2015

В студии - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Югре Артур Дёмкин.

320
03.12.2015

03.12.2015

В студии - военный комиссар Югры Юрий Буров.

281

Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений