ЮграТВ online
04 Декабря 2016
21:33
пт
/
сб
вс
21:10
00:45
пн
/
вт
/
ср
/
чт

Главная / Наши программы / Архивные / Без посредников / Выпуски программ

29.03.2011

Время выхода: 29.03.2011
29.03.2011

Сегодня в Ханты-Мансийске состоялось вручение Международной литературной премии «Югра».

В этом году лауреатами премии стали сразу шесть авторов среди них и Московский писатель, заведующий отделом прозы литературного журнала «Наш Современник» Евгений Шишкин, который готов рассказать о сегодняшних литературных реалиях.

Литературная премия «Югра», на сегодняшний день, какую миссию несет? Поддержать писателя материально или все-таки пробудить интерес у читателей, в том числе к местным авторам, или что-то еще?

Я думаю, она выполняет все-таки двойную функцию. Любой литературный конкурс несет благо. Если в спорте любое соревнование тоже несет благо, люди привлекаются к спорту, я это говорю, потому что Югра – это спортивный край, то творческий конкурс привлекает внимание читателей, зрителей, каким-то образом поднимает интерес к культуре. Это очень хорошо. Благо ли это для автора в материальном плане? Благо. Благо ли это для читателей, которые пойдут в библиотеку или купят книгу? Тоже благо. Поэтому я очень положительно оцениваю влияние на литературный процесс вновь появившейся премии. И то, что у её истоков стоит человек, который вроде бы банкир и в тоже время поэт, это тоже некий символ того, что бизнесмен идет к искусству. Это тоже очень хорошо. Он сам человек искусства и еще является организатором и учредителем этой премии.

Что касается писателей, вот получили они премию, а дальше какие-то дивиденды возможны после этого?

Вы знаете, для писателя ведь самое главное собственные дивиденды. Конечно, в любой премии есть некое лукавство. Если провести аналогию с биатлоном, то спортсменка выстрелила в пять мишеней и во все пять попала, а другая попала только в три и здесь никого не обманешь, оценить легко. А оценить искусство на вес, на количество пораженных мишеней очень сложно. И поэтому, конечно, когда проводится какой-то творческий конкурс, доля лукавства всегда есть. Но в любом случае и для писателя это, конечно, шажок. Даже не потому, что получать премию всегда приятно, премия – это некий багаж, после которого потом к читателю стыдно как-то плохо выходить. Вернусь к спорту. Если ты перворазрядник, тебе стыдно бежать по второму разряду.

Согласен. Вы получили премию за роман «Закон сохранения любви». Про что эта книга?

Этот роман я начал писать еще в Советском Союзе, но закончил я его уже в 21 веке. Роман не простой, роман тяжелый о взаимоотношениях мужчины и женщины. Возможен ли вообще этот закон сохранения любви, возможно ли сохранить любовь на долгие годы? Вот в двух словах, о чем этот роман.

Это такая вечная тема.

Она вечная, но, тем не менее, люди разные и каждый человек приходит в свой мир со своей любовью, со своими взглядами. В том числе, наверное, и я пришел в этот мир с каким-то своим пониманием этой вечной темы.

Какие темы больше интересуют читателя на сегодняшний день? Тем более что вы должны знать, потому что вы занимаете должность в журнале и видите определенный мониторинг как со стороны писателя, так и со стороны читателя. Потребности и тех и других представляете.

Хлеб производят для того чтобы человек его съел и насытился. Литература и в целом искусство, я имею в виду живопись, музыка, они тоже, на мой взгляд, задумывались как созидательные искусства. Искусство, которое гармонизирует человека с обществом, с властью, с семьей. И в этом отношении литература всегда была духовной составляющей в обществе – это очень важно, что это духовное составляющее в обществе. В наше время, в новое, произошло расслоение литературы. Она стала по большей части попсой, развлекательницей, потому что самые читаемые писатели - это детективисты и прочие, они получают огромные дивиденды, им не нужна Нобелевская премия, потому что они получают гонораров больше, чем Нобелевская премия. Второй поток – это литература скандала, которая тоже не выполняет функцию хлеба. Скандала, потому что автору хочется скандальным образом известить о себе и тут он пойдет во все тяжкие: в постмодернизм какой-нибудь, в полную глупость, во все что угодно. И литература та, которая должна кормить общество духовным хлебом, ей остается все меньше и меньше пространства. Вот мне, к счастью, остается заниматься той литературой, которой остается все меньше и меньше пространства, потому что и тиражи журналов не так велики и авторы наши, к сожалению, если они публикуются у нас, то не всегда у них получается издать отдельные книги, как-то прошуметь на весь мир или на всю страну как было прежде. Но, тем не менее, мне радостно, что наш журнал выполняет эту благую функцию. В первую очередь мы смотрим на провинцию, в самом хорошем смысле этого слова, потому что большинство самых ярких писателей вышли все-таки из глубинки.

А на сегодняшний день такие писатели есть, которые может быть, в будущем представят такой труд, который потом в школе будут изучать?

Разумеется, есть, но дело в том, что я не хочу быть пророком и не очень хочу отвечать за время. Время гранит писателей, время гранит литературы. Время дает свою оценку. Показательный пример, который все знают, Солженицына в свое время изгнали из России, теперь его поставили в изучении 10 класса. Блистательный писатель Николай Алексеевич Островский, который написал «Как закалялась сталь», на него было отведено 15 часов школьного времени, сейчас, по-моему, из программы просто вычеркнут. Вот видите в чем дело? Поэтому за время я отвечать не хочу, но такие писатели сейчас есть, и их будут изучать. Это очевидный факт. Другое дело, как все сложится, взаимоотношения общества и власти, взаимоотношения общества и читателя, взаимоотношения общества и культуры. Искусство изменчиво, общество изменчиво, сознание изменчиво. Если раньше никто и не мог представить Ромео в кроссовках, то сейчас ради Ромео готовы выпустить молодого черного лабрадора.

К изменению сознания, со времен Советского Союза приоритеты у писателей изменились? На что теперь упор делают?

Тут все зависит от того, если кто занимается коммерческим сочинительством, то для него главное сюжет, деньги, интрига, шаг влево шаг вправо тебя не купят.

Это очень любят издатели.

Они не просто любят, они мечтают об этом. Потому что сейчас тоже некоторая монополизация рынка и рынок монополизирован той развлекательной литературой, знаменитой попсой и этими знаменитыми именами. Другое дело, мы с вами говорим немножко о разном, есть коммерческое сочинительство, а есть литература, она выполняет другие функции. Приведу вам пример, когда вы учились в школе, вас заставляли учить письмо Татьяны к Онегину, заставляли учить Лермонтовский «Парус», Некрасовские стихотворения, не хотелось, но потом проходит время, и вы начинаете осознавать, что это часть вашей духовной культуры, часть духовной культуры общества, часть духовной культуры страны. Вот что важно. Детектив, который вы прочитали в электричке, самолете, поезде и выкинули в мусорный бак, не является частью духовной культуры. А если вы прочитали «Тихий дон», то это уже является частью вашей духовной культуры.

О взаимоотношениях писателя и государства, на сегодняшний день существуют какие-то госзаказы? Или сейчас все отдельно? Государство отдельно, писатели отдельно?

Да, скорее всего все-таки государство отдельно, писатели отдельно. Литература существовала испокон века для того, чтобы гармонизировать отношения человека с обществом или каким-то образом поднимать его духовно. Государство должно заботиться о своих гражданах и здоровье - это не только то, что перестанут пить, курить, но здоровье – это еще и духовное составляющее, этим занимается литература. А стало быть, к ней нужно внимательно приглядываться, к ней нужно серьезно относиться. Если думать так, что есть еще библиотеки и не все еще магазины закрылись, ну и Бог с ним, а остальное, мол, рынок и бизнес все расставит. Не расставит. Не удалось ведь за 20 лет расставить.

У нас в России ничего не меняется у государства запросы одни, желания у писателей другие и они не совпадают.

А у издателей совсем другие.


Видео

310

Действующие лица
Архив выпусков
29.12.2015

29.12.2015

В студии - митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.
286
17.12.2015

17.12.2015

В студии – двукратный чемпион мира по биатлону Дмитрий Ярошенко.

245
15.12.2015

15.12.2015

В студии – боец смешанных единоборств Джефф Монсон.

301
08.12.2015

08.12.2015

В студии - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Югре Артур Дёмкин.

316
03.12.2015

03.12.2015

В студии - военный комиссар Югры Юрий Буров.

276

Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений