ЮграТВ online
04 Декабря 2016
17:22
пт
/
сб
вс
17:15
18:10
пн
/
вт
/
ср
/
чт

Главная / Наши программы / Информационно-аналитические программы / Разговор с Натальей Комаровой / Выпуски программ

09.11.2011

Время выхода: 09.11.2011
09.11.2011

Николай Тузиков, первый заместитель генерального директора - исполнительный директор ОТРК «Югра»: Здравствуйте, Наталья Владимировна. Большое спасибо за то, что пригласили нас сюда именно в этот день, потому что округ живет сейчас в ожидании главного документа, который будет принят 10 декабря Думой. Документ явно непростой, над которым работало Правительство долго, который предусматривает изменения в округе. Как отличалась работа над бюджетом 2012 года от предыдущих, какие особенности этого бюджета?

Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Все-таки, на первую часть вопроса, касающуюся особенностей подготовки документа как проекта закона… Прежде всего хочу обратить внимание на то, что бюджет, прежде всего, - это по определению самый народный документ, который касается каждого. В то же время, для большинства людей это некий акт, что-то непонятное, какой-то такой черный ящик с множеством каких-то цифр, которые очень трудно к себе непосредственно применить. И в то же время общий такой тренд по стране сформировался при подготовке федерального бюджета, и мы его приняли и попытались развить -  то есть это не только формат и условия, которые предложил ОНФ, одновременно каждая моя поездка так или иначе, по отдельным тематикам или в целом и крупно, предусматривала обсуждение вопросов, которые затем легли в бюджетные показатели как по доходной его части, так и по расходной. Мы провели целую серию, условно назовем, «дней департаментов» в муниципальных образованиях, тогда, когда боевые единицы органов государственной власти выезжали непосредственно в муниципальное образование и представляли бюджетные проектировки, касающиеся их направлений деятельности. Еще одна такая возможность – сейчас проходят публичные слушания, которые организовывают органы местного самоуправления, представляя, обсуждая проекты муниципальных бюджетов в каждом из муниципальных образований. И вот это вот  вкупе, депутатские слушания прошли, и основные показатели бюджета автономного округа на 2012 год и плановый период 13-14 год были обсуждены, основные направления налоговой политики и показатели социально-экономического развития автономного округа тоже стали предметом депутатского обсуждения. Поэтому полагаю, что и депутаты, и в целом население автономного округа в большой степени подготовлены к тому, как будет выглядеть документ, определяющий правила нашей жизни на следующие три года. Это очень важно, потому что мы зашли в него, в этот документ, на стадии подготовки, его формирования. Это очень важный, на мой взгляд, психологический аспект, когда в принятии решения принимает участие не один человек, а большое количество людей – а он направлен на то, что, во-первых, делать его будет большое количество людей, во-вторых, он влияет на большое количество людей – тогда, на мой взгляд, абсолютно, совершенно, и опыт показывает, что в этом случае гарантии того, что он будет исполнен с максимальной эффективностью, приближаются к максимуму. Потому что в этом случае очень трудно отказать себе в выполнении того, что сам решил: не некто предложил, а мы хотим делаем, хотим – нет, а мы приняли это решение и мы это сделали, мы не ошиблись в результате. Мы говорим, что мы не ошиблись, когда предложили, и очень здорово, что мы не свернули с пути, а все вместе реализовали то, что было решено. И в этой связи, на мой взгляд, это уже влияет на то, о чем я сказала, начиная ответ на ваш вопрос, что по сути, по своему рождению этот документ является абсолютно народным.

Теперь по наполнению: это, например, такие вещи. Люди говорили, что невозможно пройти по улицам наших городов, поселений, не сломав ноги, не натолкнувшись на многочисленные преграды, мало того, не только взрослым, но и детям. И совершенно было понятно, что решение давно назревшее, о нем сказали люди и у нас не было другого иного пути, кроме как откликнуться и ввести это в проектные бюджетные задания. И мы направляем бюджетные ресурсы в 12-13-14 году для муниципалитетов, которые будут ими использованы на благоустройство дворов и придомовых территорий, особенно многоквартирных домов это касается, и строительство и ремонт внутрипоселенческих дорог и тротуаров. Вот, что называется, сказано – сделано. В 11 году мы эту программу уже опробовали и понимаем отдачу, эффективность такого вложения, и возврат колоссальный. Несмотря на то, что это, казалось бы, муниципальные полномочия, а это, программа «Наш дом», которая направлена на ремонт домов, в том числе этой затянувшейся, долгоиграющей пластинки, которая касается замены лифтов,  и мы долгое время даже не смотрели в эту сторону, сегодня это делается, причем люди участвуют в этом и как собственники жилья, и как те, кто сказал, что это важно и что среди всех дел, которые мы должны сделать за счет бюджета, это крайне необходимо, это то, что отвечает нашим представлениям о том, каким должен быть бюджет, и это мы делаем, и это прямой отклик на то, о чем говорят люди. Или то, что касается поддержки семьи. Ну вот так сложилось, что есть российский материнский капитал, который может и должен направляться на содействие тому, что мы называем поддержкой семьи, детей, матерей. У нас он предусмотрен, когда в семье рождается второй ребенок и следующие. Мы решили усилить эту меру в отношении третьего и последующих детей, и у нас появилась такая выплата как  семейный югорский капитал.  Это, что называется, сказано – сделано. Таких примеров в бюджете, закон о котором мы сейчас обсуждаем, - их много, они практически все из этого ряда.  Это касается и строительства детских садов, и программ поддержки и обеспечения жильем, и развития сетей автомобильных дорог в автономном округе. Даже такое, казалось бы, ненародное предложение как поддержка нефтяной отрасли, - абсолютно народное, так как это предложение трудовых коллективов или тех, кто так или иначе завязан на эту отрасль, и именно поэтому мы внесли решение в бюджет, предусматривающие специальный налоговый режим для предприятий нефтяной отрасли, который направлен на стимулирование инвестиционной деятельности, а это гарантия того, что рабочие места не будут сокращаться, а наоборот даже наращиваться, потому что в результате инвестиционного проекта появляется имущество какое-то, какие-то предприятия, на которых появляется рабочее место, их нужно обслуживать, и это снова и прямо выходит на конкретные интересы отдельного настоящего югорчанина. Вот таким образом, нам кажется, этот документ, не только по глубоко зарытому нашему представлению о его народности, фактически можно прямо и непосредственно можно почувствовать и на себя положить. Это документ, на отдельных страницах которого я нахожу ответы на те вопросы, которые меня беспокоят.

Николай Тузиков: То есть он отличается именно народностью?

Наталья Комарова: Его подготовка, да. На мой взгляд, отличается тем, что были созданы условия для того, чтобы он был реально народным на всех этапах создания этого документа. И на стадии его подготовки, и на стадии реализации и получения дивидендов.

Валерий Захарченко, генеральный директор телерадиохолдинга «ЮграМедиаГрупп»: Наталья Владимировна, мы затронули тему семьи. Мы прекрасно понимаем, что  для семьи приоритет – дети. Бюджет довольно перспективен и он не может обходить тему подрастающего поколения. Хотелось бы узнать, что планируется в бюджете на перспективу для подрастающего поколения югорчан.

Наталья Комарова: Вы знаете, я как опытный политик, и даже умудренный опытом в этом отношении, хочу вам сказать о том, что бы мы ни делали – или, наоборот, не сделали в этой жизни, - мы, взрослые и ответственные за принимаемые решения, все это так или иначе для детей – или против детей. Даже может быть некое философское представление об этом, согласитесь, это так. Ну например, мы берем раздел нашего бюджета окружного, который касается образования – чисто детский, - каждый четвертый рубль идет на эти цели. То же касается и здравоохранения, а это уже 50%. И это все для детей, когда делается и когда мы приняли правильные решения в этой части. Что касается образования, то это и ресурсы, которые мы закладываем на обеспечение ежегодной индексации зарплат как минимум на уровень инфляции, которую мы закладываем в бюджет, и эту норму мы записали в соответствующем законе, и это стабильно принятое обязательство. Это касается не только тех, кто работает в этой области, но и в других.  Уровень зарплат к тому же для учительства, в том числе и тех, кто работает в системе дошкольного образования с определенной установленной для этой отрасли разницей, ну вот в отношении оплаты труда учителя он должен сравняться со средним уровнем оплаты труда по экономике в округе, и мы практически зашли на эту планку, когда мы говорим о соотношении средних заработных плат. Здесь же и ресурсы, которые мы направляем для того, чтобы обеспечить развитие материально-технической базы в этой отрасли, чтобы повысить качество предоставляемых нами услуг, и для того, чтобы научить ребенка, и для того, чтобы создать условия по уходу за ним, по воспитанию – две составляющих, особенно важные в детских садах. Они имеют равную степень ответственности, а следовательно это наши обязательства, направленные на развитие сети.  У нас есть города и муниципальные образования, где нехватка мест в образовательных учреждениях очень высокая, это влечет за собой то, что дети занимаются в две – две с половиной смены: это и Ханты-Мансийск, и Сургутский район, например. У нас есть муниципальные образования, где нехватка в детских садах зашкаливает все уровни терпения: из 55 тыс очередников-детей 44 тыс приходится именно на эти муниципальные образования – это наши крупные города, Сургут и Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и Сургутский район.  Заложены ресурсы для того, чтобы проблемы, которые я назвала, были максимально урегулированы. Что касается школ – это около 50% дефицита мы покрываем, что касается мест в детских дошкольных образовательных учреждений, то более 30% потребностей мы закрываем принятыми обязательствами. При этом цифры колоссальные, но  накопленные долги позволяют нам только в таком соотношении снять нагрузку в этой сфере. А ведь это качество образования и то, что касается ответа на вопрос о том, что родина детям обещает.

В области здравоохранения это тоже серьезный блок, касающийся развития сети, прежде всего, если не возвращаться к заработным платам, тем не менее замечу, что с 2012 года мы вводим меры поддержки – для бюджета точно важное значение имеющие, надеемся, и специалисты это адекватно воспримут – мы вводим выплаты для молодых специалистов, сопровождающие их в течение первых трех лет работы в бюджетном образовательном учреждении или учреждении здравоохранения, таким образом мы надеемся привлечь специалистов и избавиться от дефицита в этой сфере. Наряду с этим жилье, и разумным и достаточным соотношением этих двух составляющих мы надеемся изменить ситуацию на рынке труда, касающуюся обеспечения кадрами этих отраслей. Что важно с точки зрения здравоохранения, это то, что мы развиваем сеть учреждений в труднодоступных районах: Октябрьском, Ханты-Мансийском, Белоярском. Когда я говорю о таких поселениях автономного округа, то замечу, что мы там выстраиваем не только само по себе помещение, оснащенное оборудованием для оказания медпомощи, но и одновременно и жилые помещения. Таким образом тот фактор, о котором я сказала выше, в таких населенных пунктах, на селе, куда нам трудно заманить специалистов, мы решаем: создаем нормальные условия и для труда, и для отдыха. Вот что я бы ответила на ваш вопрос, очень коротко рассуждая на эту тему. Но, возвращаясь к первому моему тезису, замечу, что  строительство дорог, которое запланировано в наших окружных программах и то, что касается развития и поддержки экономики автономного округа – все так или иначе направлено на то, что мы с вами делаем для детей. Более того, хорошая формула – если мы не будем об этом забывать ни на минуту, качество и оперативность по вопросам, которые возникают в нашей постоянно текущей жизни, будет совершенно иным, если мы не забудем, для чего мы это делаем: не для того, чтобы добиться координированного роста, и не просто для того, чтобы было красиво и удобно, а просто потому, что это крайне важно для наших детей.

Валерий Захарченко: То, что вы перечислили, можно смело отнести к перспективности – привлечение специалистов, строительство жилья для них,  - это дает понимание, что бюджет направлен на перспективность, на тех, кто сегодня рождается с помощью материнского капитала…

Вероника Чубенко, главный редактор телекомпании «СургутИнформТВ»: Предлагаю делить бюджет с учетом всех детей.

Наталья Комарова: Абсолютно правильно.

Вероника Чубенко: Вы уже частично ответили на мой вопрос, поэтому я его переформулирую таким вот образом: привлекает, что в вашей речи звучат слова «качественное изменение». Это значит, у вас и вашей команды есть своя позиция в этом вопросе. Что касается социальной сферы, то все вопросы упираются в материальную помощь, создание выплат, а это такие затраты, что до качественных изменений не всегда доходит дело: надо эту дыру закрывать, эту, а дыр становится больше…

Наталья Комарова: А дыр не становится меньше, давайте хоть как-то не так безнадежно…

Вероника Чубенко: Хорошо. Если говорить о системе здравоохранения, то какие качественные изменения вы ждете, например, через три года?

Наталья Комарова: Мы с вами вместе должны получить, безусловно, самую простую отдачу. В 2012 году, а отступать нам уже некуда, иначе мы просто снова ввалимся в необходимость еще на несколько лет отложить реализацию этого проекта, - мы должны будем запустить в первом квартале 12 года крупнейший онкологический центр окружной, в котором не только по объему, по площадям, но и по оборудованию, технологиям, которые будут применяться для лечения этих заболеваний. И это востребовано: на одной из последних встреч меня спрашивали «А вот мы вводим онкологический центр, все, кто нуждается в помощи, будут ей обеспечены?». Кстати, спрашивали это на встрече с журналистами в Нижневартовске. Должна была сказать, что скорее всего нет, ввиду того, что эта болезнь требует самых разных технологий, и сочетание их всех в одном центре, даже таком, как у нас будет, попросту невозможно – слишком злая болезнь, и медпомощь в этом отношении относится к разряду высокотехнологичных. Она определенным образом структурируется и классифицируется. Очень трудно все виды помощи в одном центре аккумулировать.

Дальше, вводится также окружной офтальмологический центр – тоже долгожданный. Мы приняли решение, и уже полным ходом идет работа, связанная с созданием в Ханты-Мансийске перинатального центра – острая потребность на этой территории. Еще один крупный масштабный проект – в декабре уже начнем строительство окружной многопрофильной больницы в Нижневартовске на 1100 коек – огромный завод по обеспечению здоровья жителей автономного округа.

То, о чем я сказала, касающееся развития материально-технической базы объектов здравоохранения автономного округа, они направлены на то, что касается обеспеченности, доступности услуг здравоохранения и требования качества этих услуг. Вот это те цели, к которым мы стремимся через три года. Все, о чем я говорю, очень точно, по формулам, ложится на те показатели, которыми характеризуется уровень не только развития здравоохранения – вообще развития общества: материнская смертность, младенческая смертность, количество людей, страдающих так называемыми социальными заболеваниями, детская заболеваемость, возвращаясь к вопросу о детстве. Вот куда мы идем и к чему мы стремимся, когда планируем расходы – каждый четвертый рубль, еще раз обращу внимание – на те вопросы, которые касаются развития здравоохранения.

Вероника Чубенко: О героизме хочется сказать. Вы очень много внимания уделяете вопросам жилищного строительства. Но  это опять из разряда вопросов, к которым с какой стороны ни подходи, результаты неочевидны, потому что  о доступности в любом случае говорить не приходится. Чем больше усилий правительства, тем не всегда очевиден результат в плане доступности жилья.

Наталья Комарова: Это плохо…

Вероника Чубенко: Этот так исторически сложилось.

Наталья Комарова: Слишком высок накопленный объем проблемы.

Вероника Чубенко: Столько проблем, что любая личность со всеми усилиями…

Наталья Комарова: Непросто преодолеть…

Вероника Чубенко: Сложно сказать, что будет. И тем не менее, верите ли вы в осуществимость результата? Что меняется и чего ждать югорчанам?

Наталья Комарова: Первое направление, которое мы последовательно обеспечиваем – это доступность мер господдержки для большинства людей. И не поленюсь, еще раз упомяну балочников, с 1 января 11 года они вправе рассчитывать на меры господдержки наравне с другими. Это отдельные меры поддержки молодых семей, специальные меры поддержки для представителей КМНС, это возможность югорчан, которые десятилетиями стоят в очереди на получение социального жилья, участвовать в программе получения государственных мер поддержки и собственных вкладываний. В этой связи задача, которую мы называем доступностью, все более и более открывается для людей, и можно говорить, что мы движемся позитивно в этом направлении.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание на то, что называется обеспеченность жильем. Этот показатель растет на душу населения в автономном округе. Но учитывая объем накопленных невыполненных обязательств перед людьми, мы планируем оказать содействие по программе более чем 35 тысячам югорчан. Сама по себе цифра высокая 35 тысяч и если ее соотнести с тем, сколько народу нуждается в этом, то это мало. Мало настолько, что объем вновь становящихся на учет, а по сути, на очередь, больше до настоящего времени, был больше, чем мы в год помогали людям, обеспечивали их жильем. И в этом, ну так сказать, ключ той ситуации, которую мы сегодня характеризуем. И поэтому наша задача выскочить за это соотношение в пользу того чтобы мы обеспечивали большее количество людей, чем становилось на учет. Тогда эта программа, эта проблема она выйдет на другой немного уровень: ее острота снизится во-первых, а во-вторых у нас будет больше шансов к тому, что наступит время в более короткие сроки, когда это будет иначе. 

Вероника Чубенко: Перелома ситуации…

Наталья Комарова: Да, да, да. Это время перелома, это решения перелома ситуации. Точка она будет переломной. Вот к ней мы стремимся. Вот к этому решению и очень рассчитываем на то, что уже 12й год станет вот таким, таким годом. По крайней мере, всю то что мы, так или иначе, зарабатываем в копилку бюджетную сверх запланированных доходов, мы там в абсолютном большинстве направляем на жилье. В абсолютном большинстве. И вот такая мера поддержки в этом году: мы расходуем на это мероприятие там 6 миллиардов рублей, около 6 миллиардов рублей, как выкуп жилья уже по другой программе, программе по жилищному строительству. Туда же, в этот ряд ложится то количество, которое обеспечивает эту точку невозврата в болото, а выйдем, что называется на сухое место и там уже быстрее пойдет движение. Вот, например, в этом году это вот за те деньги, которые я назвала, это там около 3 тысяч семей плюсам к тем более десятка, которые по целевой программе обеспечения жильем, это хорошее подспорье. Это правильное подспорье, это в ту же копилку, это туда же, на ту же задачу.

Вероника Чубенко: Я могу ошибаться, но мне кажется, что сдерживающим фактором в этом вопросе является еще и менталитет людей, потому что действительно мер поддержки людей много сегодня. Вот мне эту поддержку не оказывал никто, я покупала квартиру на собственные деньги. Мне кажется люди просто… вот общее недоверие, которое какое-то время складывалось, оно не дает им и участвовать в этих программах. Сегодня их объем достаточен для того, чтобы вступить в ипотеку и получить меры поддержки, то есть это какой-то еще и психологический фактор, который здесь играет значение.

Наталья Комарова: Ну вам можно так сказать, Вероника.

Вероника Чубенко: Я могу, вам нельзя.

Наталья Комарова: Да, я не могу так даже думать, не то чтобы там действовать исходя из этого целеполагания. Больше того когда я там объективно думаю об этом, вы же тоже сейчас субъективное мнение высказали особенно переложив на... «я - то сделала вот так..»?

Вероника Чубенко: Вы же не сказали, что мы все это можем. Вы-то сказали: «я-то смогла это сделать». Я не предлагаю это как путь решения.

Наталья Комарова: Нет, не предлагаете, да?

Вероника Чубенко: Это просто суждение.

Наталья Комарова: Хорошо. Ну вот... для меня, если бы я так размышляла, это была бы ошибка, вернее ошибочное основание для принятия следующих решений, поэтому я думаю иначе и тому нахожу подтверждение. Обратите внимание как растет у нас спрос на программу по ипотечному кредитованию и это показатель того что все больше и больше людей находит возможности и силы, в том числе и психологические. И прежде всего психологические. Взять кредит, в долг взять. А психологически вырваться и самостоятельно решить эту проблему, которую там годами, из поколения в поколение некоторые семьи догоняет, бьет, унижает, выводит их из конкурентно способных на рынке труда, возможности получить образование – все накладывается одно на другое. Вот как рубль к рублю, так и неприятность к неприятности до безысходности. Да, бывает и очень нередко, кстати сказать, поэтому анализирую вот состояние и востребованность наших мер, планируемых мер поддержки, я хочу сказать, что тенденция меняется. Понимаете, иначе у нас бы не было очередей за этими мерами государственной поддержки. Сегодня они есть и что очень приятно молодые семьи стремятся к этому. Это плохо: более 2х десятков тысяч молодых семей стоят за мерами государственной поддержки. Но это и хорошо: значит, вот такое количество молодых людей готово уже самостоятельно или там относительно самостоятельно решать этот свой жилищный вопрос. Именно поэтому и хочется помочь, когда есть движение навстречу понимаешь, что тот рубль не просто, как пока у нас происходит в ЖКХ... а вот…

Вероника Чубенко: Не только рыба, но и удочка.

Наталья Комарова: Уже пошло движение, как говорят, двустороннее и в этом уже перелом и в этом уже крайне двусторонняя тенденция, поэтому то о чем мы сказали, несмотря на то, что вам обидно, что вы это сделали сами, а другие ждут государственной помощи, я полагаю, что все-таки на позитиве, на перспективном росте, который безусловно для любого государства важен. Кстати, возвращаясь к началу нашего разговора, именно об этом я и говорила. Да, когда мы с вами вместе принимаем решения, следовательно мы вместе сделаем, следовательно и эффект совершенно другой и быстрее придет. Спасибо, что вы задали этот вопрос.

Вероника Чубенко: Мне это ничего не стоило. И это было искреннее рассуждение.

Наталья Комарова: Отлично, отлично. Хорошо.

Николай Тузиков: Наталья Владимировна, сейчас мы в большинстве своем говорили о социальной направленности бюджета, но бюджет еще имеет огромную экономическую составляющую. Бесспорно. Как планируется поддерживать производство? За счет каких мер?

Наталья Комарова: Ну, я упомянула уже о специальных налоговых режимах. Они касаются такого налога, как налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог. Вот это один, этот набор это очень сильный эффективный, экономический, во всем мире применяемый, экономические рычаги, механизмы, стимулы для того чтобы активизировать экономическую деятельность плюс еще то что касается программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также то что касается поддержки агропромышленного комплекса и в этой связи вот этот вот набор инструментов государственных мер поддержки экономического плана, они и должны сработать на то, чтобы и наша базовая нефтегазовая отрасль и развивающиеся отрасли получали адекватную оценку и подпитку. Я не могу не сказать об этом, что и те расходы, которые бюджет несет на так называемую социальную составляющую, они также направлены на экономику, как и обратно. Потому что когда у вас есть жилье, когда вы не беспокоитесь о том, что ваш ребенок присмотрен, когда есть одновременно с этим рабочее место, то это то что привлекает инвестиции, то что активизирует предпринимательскую деятельность и общественную жизнь, а, следовательно, то что мы называем с вами такой территорией на карте РФ, которую мы называем лучшим местом в России – это Югра, лучшая для жизни, для работы и жизни место. Вот это – наша Югра. Вот все эти вещи очень взаимосвязаны и одно без другого просто не существует, плюс еще в этом ряду то что мы относим, классифицируем как структурные отрасли и вложения: это строительство дорог, это то что касается для нашего автономного округа это крайне важное и ответственное направление развития наших, нашей аэропортовской инфраструктуры, и создание условий для самого разного набора перевозчиков это тоже здесь, в этом ряду лежит, на ряду, простите за тавтологию, и с дорогами в том числе. А также освоение развитие наших водных транспортных артерий. Никуда не денешься, поэтому мы запланировали ресурсы, это востребованный совершенно способ движения и пассажиров и грузов и требует развития и поэтому мы запланировали и ресурсы и для замены двигателей на имеющиеся транспортные средства и приобретение новых транспортных средств, оборудованных соответствующим образом.  И в том числе когда говорим о развитии такой необычной отрасли как туризм, еще и водный туризм и сюда это, тоже все это ложится в одну копеечку и безусловно должно срабатывать. Это все о чем я сказала, это десятки миллиардов в нашем бюджете.

Николай Тузиков: Сумма колоссальная, конечно.

Наталья Комарова: И прямые и косвенные. Ну, например, то что касается специального налогового режима, стоит для бюджета, то есть мы намеренно отказываемся от этих денег и рассчитывая на то, что этот каждый бюджет.. теперь это мы вкладываем. Теперь размер этих вкладов составляет от 15 до 20 миллиардов ежегодно. В расчете на то, что мы влияем и формируем устойчивую, надежную, развивающуюся налогооблагаемую базу. В отношении имеющегося экономического потенциала и с целью привлечения на территорию автономного округа новых инвесторов, новых инвестиций. Возвращаясь к тому, что я перечисляла, касающегося отраслей экономики так и то что мы называем инфраструктурным обеспечением, это электроэнергетика. Мы сегодня занимаем ведущее место в производстве электроэнергии и оставляем за собой это положение потому что… и новые мощности создаются на территории округа при этом заметьте, что собственные нужды если говорить об объеме мы там 350 раз перекрываем, потому что продаем и на ЯМАЛ и в Тюменскую область, производимую здесь, электроэнергию, но с точки зрения надежности мы этим похвастаться не можем. И у нас есть пять точек, которые просто критические. Нуждаются в обеспечении соответствующей системы электро энергоснабжения. В том числе и нижневартовская точка, а это один из центров наших экономических с вами возможностей, поэтому вот это все комплексное от косвенных, имеющее в виду специальный налоговый режим до прямых инвестиций. Это поддержка программы агропромышленного комплекса. Там 700 миллионов ежегодно. Поддержка малого и среднего предпринимательства – миллиарды, больше миллиарда. И другие сферы куда привлекаются за счет наших лучших условий инвестиций, в том числе и частные и все в одном ряду – это то что касается бюджетной и налоговой, объединяет нашу бюджетную и налоговую политику для того чтобы мы развивали экономику автономного округа.

Николай Тузиков: А вот вы упомянули про малый бизнес. Все-таки хотелось уточнить: какие программы для стимулирования малого бизнеса в Югре предусматривает будущий бюджет?

Наталья Комарова: Что мы делаем в этом секторе.  Первое, еще что очень важное, в этом отношении – меры поддержки программы малого и среднего предпринимательства приходят из средств федерального бюджета. Это очень важно. Больше того, чем выше наши расходы естественно, тем по конкурсным отборам приходят средства из федерального бюджета на эти мероприятия. И почему это еще важно: каждый седьмой югорчанин имеет рабочее место именно на предприятиях малого и среднего бизнеса.  То есть это еще и колоссальная поддержка надежности и стабильности развития рынка труда в автономном округе. И на это обеспечение показателей, работает не только сама по себе программа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, но и программы касающиеся развития рынка труда в автономном округе. Там целый набор мер, начиная от более привлекательных способов и мер получения, передачи в аренду государственного и муниципального имущества (помещений, оборудования и так далее), до микрофинансирования, до поддержки определенных инвестиционных проектов, которые проходят соответствующие процедуры, до сопровождения проектов предпринимателей, которые в этой сфере трудятся в банковских и финансовых институтах тогда когда они получают там кредиты. Ну, например, возмещение расходов на обслуживание техкредитов, погашение процентной ставки за пользование техкредитами. Это, во-первых, серьезные вливания, а во-вторых если речь идет о неком проекте, где можно применить весь комплекс этих мер, ну колоссальная существенная поддержка. Вот не всегда это абсолютно понятно людям, и в этой связи, полагаю что наш совет при правительстве автономного округа по развитию малого и среднего предпринимательства, а также создаваемый новый который будет заниматься и большими инвестиционными проектами, будет направлен на то чтобы создавать условия и возможности, когда будет рассматриваться каждый проект для того чтобы все инструменты, которые созданы государством на федеральном уровне на уровне субъектов РФ были в полной мере задействованы. Вот… это очень важная вещь. А одновременно с этим, тогда когда мы публикуем этот проект, не просто когда по коридорам власти вот ходят из кабинета в кабинет, а вот он публично представляется- еще один фактор, который имеет значение, и не стоит казалось бы денег, больше того – экономит бюджетные расходы, это снятие излишних административных барьеров. Безусловно, я вам сразу говорю об этом, потому что это вот очевидно. Вот он проект, нужно сделать то-то, то-то, то-то, это делается в течение стольких-то, до месяца, это до 2х месяцев.. Как? Зачем? Нам же этот проект нужен здесь и сейчас. Эти аккумулируют все свои усилия и «до месяца» делают неделю, эти которые «до полугода» делают за месяц и выпускается проект не за два-два с половиной года, а  за полгода, это вполне возможно. Огромная сила – публичность, колоссальная сила, резервы скрытые там ни одним миллиардом не оценишь.

Николай Тузиков: Правильно ли я понимаю, что существует целый комплекс со стороны государства, со стороны Ханты-Мансийского округа, федерального для стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь, как вы сказали имеет огромное значение для нормальной стабильной жизни на территории Югры?

Наталья Комарова: Да.

Николай Тузиков: И сейчас необходимо как раз больше предложений со стороны малого бизнеса для того чтобы развивать, вы готовы поддерживать, в том числе, будущим бюджетом, который сформирован и нацелен в том числе и на это?

Наталья Комарова: Это антибиотик, это очень сильный антибиотик для того, чтобы мы говорили с вами в том числе и о развитии демократического общества. По одной простой причине, у нас экономики в нашей стране очень сильно монополизированы, и не только с точки зрения там представителей того или иного частного капитала, но и с точки зрения государства. Загосударствленный очень сильно, очень сильно, и это сдерживает активность предпринимательскую, и нам, вроде бы как и дела мало, до того что там, ну маленький господи, что там, тут вот нам бы китов поддержать, удержать, пролоббировать их интересы в том числе и на внешних рынках, это очень важно, такая у нас продукция создается в российской федерации и именно поэтому вот,  а напротив если это вот живая среда экономическая и это малый и средний бизнес делает, вот на ней тогда и большие удержатся.

Николай Тузиков: Согласен, как и в нефтяной отрасли существуют нефтедобыча, очень большой пласт нефтесервиса который обеспечивает эту нефтедобычу порой они в том числе и малый и средний бизнес.

Наталья Комарова: Больше всего да, в большей степени, ну если не брать шевроле, а это тоже не наш.

Николай Тузиков: Это за пределами нашего округа. Об этом бы хотелось спросить. Все прекрасно понимаем, что развитие экономики,  невозможно без развития инфраструктуры вокруг нее вспомогательной, это огромный пласт, что, какие действия будут приняты в этом направлении, по поддержке инфраструктуры, по развитию именно ее?

Наталья Комарова: На дороге мы говорили, так или иначе говорили о дорогах, они вот дорожное строительство идеологически два направления, первое - максимальные возможности выхода за территорию автономного округа и наоборот притока к нам да? То есть дороги должны быть на землю, дорога на землю должна быть не одна и поэтому мы разрабатываем эти направления которые там касаются  традиционно на Тюмень и которые туда же и в ту сторону и тоже на землю, но Екатеринбург последний, последнее событие связанное со взаимными договоренностями нашей и свердловской области это демонстрирует, тут очень важно потому, что вот это направление, прежде чем я перейду ко второму, оно, что еще здесь важно, не упустить эту кооперацию с нашими соседями потому, что мы опережающее выходим на свои границы дальше мы не можем заходить, выполняя федеральные функции, то есть это как  правило широтные коридоры федерального значения, мы их обеспечиваем до границ с соседями, а дальше мы не можем заходить  и получается что выбросили просто напросто деньги. Вот. Кроме того что мы здесь направляем собственные ресурсы для строительства на нашей территории, этих дорог, очень важно одновременно  подтягивать и наших соседей чтобы это сразу и действительно решало вопрос выхода на землю. Еще раз повторюсь. Второе направление не менее важное абсолютно в равной степени имеют значение это  развитие сети автомобильных дорог внутри региона- связывающие отдельные муниципальные образования, поселения друг с другом и выводящие на эти федеральные широтные коридоры. И туда же вдогонку и чуть выше, о чем мы с вами уже говорили, что касается внутрипоселенческих дорог, они тоже имеют значение потому, что можно так довести хозяйство, что из деревни на широкую дорогу не выедешь потому, что не будет выхода, внутри невозможно передвигаться. Вот такая история. Вот эти три составляющие работают а то, что мы называем дороги. При этом используем мы источники как собственного окружного бюджета, так и  наши ресурсы нашу долю в программе «Сотрудничество». Тоже большой объем мы расходуем на дорожное строительство. Это свыше десяти миллиардов рублей на эти цели  тратим – двадцати миллиардов рублей с учетом всего, что я сюда сложила. Вот такой объем наших работ в этом отношении. Это большие хорошие деньги и результаты мы видим, совершенно очевидно что они есть,  я еще одного партнера упустила, не только наших соседей, но и Российскую Федерацию. И в этой связи будут приняты решения по формированию дорожного фонда, я хочу сразу вам признаться, что я небольшой сторонник формирования целевых фондов бюджетных.

Николай Тузиков: Почему?

Наталья Комарова: Потому, что наш жизненный опыт Российской Федерации говорит о том что в этом случае создается больше возможностей для манипулирования бюджетными деньгами, тогда, когда они не «крашенные» как говорим мы специалисты, ответственность одинаковая за все, правила одни и те же. А когда начинают создаваться отдельные фонды, начинают создаваться отдельные правила, а когда там одни правила, один институт входит в другой институт и работают они по разным правилам, это уже условия рискованные для соблюдения этих правил в тоже время есть большая польза в этом отношении по крайней мере в целом для Российской Федерации, потому, что там останутся споры о том сколько же там нужно мы можем дать денег на дороги за пределами обсуждения в виду того что четко названы источники финансирования и то что объем и стоимость этого дорожного фонда не может быть меньше чем стоимость этих источников финансирования.  Есть определенные гарантированные финансовые обязательства, которые безусловно будут направляться ежегодно  на дороги. Мы тоже в округе создали все законодательство, которое регулирует эти вопросы, но мы будем тратить больше денег на эти цели, чем будет стоить дорожный фонд. И в этом еще один показатель того,  что для нас это направление из приоритетных, поскольку они инфраструктурные и создают гармонию в развитии различных отраслей автономного округа не только связанных с нефтегазодобычей, но и с другими отраслями, например лесопромышленный комплекс. И наличие транспортной сети крайне важно для активизации. У нас очень большая расчетная лесосека, которая используется там на двадцать процентов, это я со всеми конфетками говорю. А дороги дают доступность к ресурсу, и напротив обработанная продукция доходит с минимальными издержками, а следовательно это цена до потребителя, доступность того, что мы с вами будем здесь производить. Вот на примере короткий там, легкий пример у нас на слуху и понятно что никто не будет спорить что этот ресурс у нас есть, но он не используется в той мере в которой безусловно может и должен использоваться.

Николай Тузиков: Остается только пожелать всем нам, что у нас будет больше дорог и меньше известной проблемы. 

Наталья Комарова: Нам не только пожелать нужно друг другу, но и сказать и сделать.

Николай Тузиков: Постараемся. Большое спасибо Наталья Владимировна, что смогли встретиться с нами и со зрителями наших каналов, выражаю от коллег надежду что эти встречи и впредь будут продолжаться и станут традиционными. Спасибо.

Наталья Комарова: Спасибо. До встречи.


Видео

3138

Архив выпусков
26.01.2016

26.01.2016

Губернатор Югры Наталья Комарова ответила на самые актуальные вопросы, волнующие югорчан.
406
09.12.2015

09.12.2015

Обращения губернатора Югры Натальи Комаровой к жителям Ханты-Мансийского автономного округа, представителям общественности и депутатам окружной Думы.
284
23.04.2013

23.04.2013

Губернатор Югры Наталья Комарова дала большую пресс-конференцию по итогам работы окружного правительства в 2012 году.
2960

Оставить комментарий
Ваше имя
Ваш E-Mail
Текст сообщения
Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений