Пт / 04 октября 2024 /

13.09.2024 19:00

«Красный дракон» 20 лет соединяет Урал и Сибирь

13.09.2024 19:00
#Общество
#Ханты-Мансийск
Автор: Антон Войтович, фото - ОТРК «Югра»

Читайте новости Югра ТВ
в удобном формате

Перейти в Дзен

11 сентября исполнилось 20 лет со дня открытия моста через Иртыш в Ханты-Мансийске. Этот уникальный архитектурный объект 15 метров в высоту и почти 1,5 километра в длину давно уже стал одной из визитных карточек Югры. В народе его прозвали «Красный дракон» за выгнутые формы, внешне напоминающие мифическое существо. А специально к 20-тилетию здесь установили современную подсветку.

20 лет назад 11 сентября 2004 года первые автомобили проехали по этому мосту через Иртыш. Отсутствие надёжной дороги на тот берег создавало большие проблемы для югорчан. Если зимой перейти реку можно было по ледовой переправе, то с началом навигации приходилось полагаться только на паромы, а с распутицей вообще никак не переберешься.

Задача строительства моста, тогда, в начале 2000-х, казалась невыполнимой. Слишком сложный рельеф речного дна. Инженеры подняли в архивах фотопланы, топографические карты и русловые съёмки с 1914 года. Таким образом, русло Иртыша в этом месте изучили досконально.

Осинцев.jpg
Алексей Осинцев, руководитель КУ «Управление автомобильных дорог»: «Мостостроители выполнили большую работу, она была технологически сложная, потому что идея была достаточно амбициозная, но у них получилось в срок, даже с опережением».
Масштабная стройка заняла рекордные для такого объекта 3 года. Валерий Витманас, инженер с 40-летним стажем, был среди тех, кто занимался возведением «Красного дракона». По его словам, проект, разработанный питерскими специалистами, был не простым. Раньше не только в Югре такого не строили. Это уникальное инженерное решение, аналогов которому нет и в России.

Витманас.jpg
Валерий Витманас, главный инженер АО «Мостострой-11»: «Самые интересные операции, которые тут проходили, довольно редкие, оригинальные - операция «Сплав». Завести махину 4000 тонн. У нас было 8 больших буксиров, катеров, которые протаскивали».

Строительная площадка для сборки пролётов (3 пирса и стапель для сборки плавсистемы) располагались в затоне речпорта в 1,5 километрах от моста. Именно на это расстояние и транспортировались собранные пролёты.

«Мы сначала в Самарово протащили туда вниз, потому что устанавливать надо против течения, чтобы течением не унесло. Мы прошли сюда, развернулись и уже пролёт поставили на опоры», - рассказал Валерий Витманас.

Установка пролета на опоры заняла 24 часа. Сутки команда специалистов не выходила с баржи.

«Во-первых мы готовились дня 4. Все уже были готовы, пролёт стоит на барже, там на стапеле. Мы переехали. Большой ветер - монтировать нельзя. 4 дня ждали погоды, на 4 сутки нас подняли в 3 часа ночи и мы поехали. И где-то потом, пока до стапеля, на катерах и вернулись только через сутки», - вспоминает Валерий Витманас.

Таким образом собрали только часть моста. На следующий год операцию повторили - установили оставшиеся пролёты и фермы. И 11 сентября 2004 года прошло торжественное открытие.

«Красный дракон», а именно так прозвали мост югорчане за выгнутые формы, напоминающие мифическое существо, сразу стал одной из визитных карточек округа. В 2013 году объект участвовал в конкурсе за звание самого красивого моста в России и занял II место. Год назад - также вошёл в 10 лучших мостов страны по мнению пользователей соцсетей.

А специально к 20-летию «Красного дракона» окружные власти установили здесь подсветку полностью из отечественных компонентов. Для этого провели 24 километра электрических линий и смонтировали 1800 светодиодных приборов, а также шкаф управления с персональным компьютером.

Тарасов.jpg
Александр Тарасов, генеральный директор компании-подрядчика: «Со временем, по техзаданию заказчика, мы можем эти режимы менять и подстраивать под вкусовые критерий жителей и гостей города. Возможностей масса - у каждого светового прибора есть свой IP-адрес, каждый управляется автономно и отдельно».
Впрочем, ценят «Красного дракона» не только за красоту. Он связал между собой сырьевые богатства Сибири и промышленные мощности Урала. Сократил путь с запада на восток России, став незаменимым элементом в Северной широтной магистрали.

Самые важные новости вы можете найти в нашем  Telegram - канале

Мы знаем как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях:
 ВКонтакте,  Одноклассники,  YouTube, Rutube подписывайтесь на наш канал в  Дзен
Если вы хотите поделиться с нами интересной темой или информацией, стать соавтором журналистских материалов - свяжитесь с нами через раздел Обратной связи